
Когда ищешь поставщиков фрезерно-гравировальных станков для пресс-форм стекла, часто сталкиваешься с мифом, что достаточно купить 'любой пятикоординатный станок' – а потом оказывается, что для тонких текстур на косметических флаконах нужна совсем другая жесткость станины, чем для грубых гравировок на изоляторах. Мы в свое время тоже на этом обожглись.
В 2018 году мы обновляли парк оборудования для пресс-форм стекла и рассматривали варианты от немецких и японских производителей. Но потом коллега из ООО Чэнду Синьчжи Индастриз подсказал обратить внимание на температурную стабильность направляющих – оказывается, при длительной гравировке стеклоформ даже +2°C в цехе уже вызывают погрешность в 0.01мм.
Особенно критично для пресс-форм под алкогольные бутылки, где стыковочные поверхности должны быть идеальными. Мы тогда тестировали три конфигурации шпинделей: 24000 об/мин с водяным охлаждением, 36000 об/мин с воздушным и гибридный вариант. Для глубокой гравировки рельефных узоров лучше показал себя водяной – меньше температурных деформаций при работе твердосплавным инструментом.
Сейчас бы добавил: не экономьте на системе подачи СОЖ. Для нержавеющих сталей пресс-форм нужна точная дозировка, иначе остатки жидкости в пазах вызывают коррозию за неделю. Проверяли на пресс-формах для медицинских пузырьков – микроскопические очаги ржавчины потом видны на готовом стекле.
Когда в 2020 году запускали новую линию по производству пресс-форм для художественных изделий, столкнулись с проблемой вибрации при гравировке сложных 3D-текстур. Обратились к ООО Чэнду Синьчжи Индастриз – они как раз специализируются на таких задачах. Прислали своего инженера, который за три дня перенастроил параметры резания на нашем фрезерно-гравировальном станке.
Заметил интересную деталь: их специалисты всегда требуют образцы материала заготовки. Оказывается, для пресс-форм стекла важна не только марка стали, но и партия – разные плавки по-разному ведут себя при высокоскоростной обработке. Особенно это критично для пресс-форм осветительных приборов с их сложной геометрией.
На их производстве в Чэнду видел, как тестируют станки – запускают 48-часовую непрерывную гравировку тестовой пресс-формы. Проверяют не только точность, но и как ведет себя оборудование при перепадах напряжения, которые у нас в цехах не редкость.
Мало кто учитывает, что для разных типов пресс-форм стекла нужны разные стратегии обработки. Например, для косметических флаконов с тонкими стенками мы используем ступенчатую гравировку – сначала черновой проход, потом выдержка 2 часа для снятия напряжений, и только потом чистовая обработка.
А вот для пресс-форм посуды, где важна гладкость поверхности, пришлось разработать специальный постпроцессинг – ручная доводка полировальными головками. Хотя современные фрезерно-гравировальные станки и обещают зеркальную поверхность, на практике без ручной работы не обходится.
Самое сложное – поддержание геометрии угловых зон. Особенно в пресс-формах для алкогольных бутылок с рельефным логотипом. Мы используем специальные конические фрезы с радиусом 0.1мм, но их ресурс редко превышает 20 часов работы. Заказываем партиями через https://www.xzyg.ru – у них стабильное качество и есть складской резерв.
Часто смотрю, как компании выбирают поставщиков фрезерно-гравировальных станков только по техническим характеристикам. А потом оказывается, что сервисная служба работает только в рабочее время, а у нас производство работает в три смены. Простой станка в час пиковой нагрузки обходится дороже, чем экономия на покупке.
Еще один момент – совместимость с существующим парком оборудования. Мы в 2021 году купили современный японский станок, а он не стыковался с нашими старыми измерительными системами. Пришлось докупать адаптеры, терять время. Теперь всегда проверяем интеграционные возможности.
ООО Чэнду Синьчжи Индастриз в этом плане выгодно отличаются – у них есть готовые решения для подключения к распространенным системам ЧПУ. Хотя и там бывают нюансы: для их пятикоординатных гравировальных станков пришлось отдельно настраивать постпроцессор под наши пресс-формы изоляторов.
Сейчас присматриваюсь к гибридным решениям – лазерная гравировка плюс фрезерная обработка. Для пресс-форм художественных изделий это может сократить время производства на 30-40%. Но пока не вижу надежных поставщиков, которые предлагают комплексные решения.
Интересно, что ООО Чэнду Синьчжи Индастриз уже экспериментируют с аддитивными технологиями для быстрого прототипирования пресс-форм. Видел их тестовые образцы – металлический 3D-печатный сердечник с последующей фрезерной обработкой. Для мелкосерийных заказов выглядит перспективно.
Думаю, через пару лет мы увидим новый виток развития фрезерно-гравировальных станков именно для стекольной промышленности. Уже сейчас заметен тренд на специализацию – оборудование под конкретные типы пресс-форм, а не универсальные решения. И здесь опыт таких компаний, как ООО Чэнду Синьчжи Индастриз, основанной еще в 1996 году, становится особенно ценным.