
Когда слышишь 'поставщик форм для стеклянных тарелок', первое, что приходит в голову — это каталоги с блестящими картинками. На деле же 80% проблем начинаются с непонимания, что форма для пивной кружки и форма для сервировочного блюда требуют разного подхода к проектированию литниковой системы. Многие до сих пор считают, что главное — полировка, а на деле термообработка стали H13 влияет на срок службы больше, чем зеркальность поверхности.
В 2018 году мы работали с фабрикой из Фошаня, где инженеры уверяли, что их формы для стеклянных тарелок выдерживают 500 тысяч циклов. На практике после 200 тысяч на матрицах появлялись микротрещины — проблема была в скорости охлаждения. Пришлось переделывать систему каналов, добавлять медные вставки. Это типичный случай, когда поставщик экономит на терморасчётах.
С ООО Чэнду Синьчжи Индастриз столкнулись случайно — искали кого-то, кто понимает разницу между формами для прессованных и выдувных тарелок. На их сайте xzyg.ru сразу бросилось в глаза описание пятикоординатных станков — редко кто в Китае указывает конкретные модели оборудования. Но главное — они сразу спросили про толщину дна изделия, а не про цену за тонну.
До этого был неприятный опыт с поставщиком из Цзинаня: прислали чертежи, где литники располагались под углом 45 градусов к оси формы. Для стекла с коэффициентом расширения 8.5×10?? K?1 это гарантировало внутренние напряжения. Пришлось останавливать производство на фабрике в Липецке — потеряли три недели.
H11 против H13 — вечный спор. Для форм для стеклянных тарелок диаметром свыше 300 мм мы сейчас используем только H13 с двойной закалкой. Но в 2020 году один поставщик пытался убедить нас, что P20 подойдёт для малосерийного производства. Через 15 тысяч циклов на форме для десертных тарелок появились раковины — сталь не держала твёрдость при постоянном тепловом ударе.
У ООО Чэнду Синьчжи Индастриз в цеху видел плазменные наплавочные аппараты — они ими восстанавливают кромки пуансонов после 2-3 лет эксплуатации. Это важнее, чем наличие новейших ЧПУ — показывает, что думают о долгосрочной работе.
Запомнился разговор с их технологом: 'Для прозрачных стеклянных тарелок с гравировкой мы используем стали с содержанием ванадия не менее 0.8% — иначе рисунок теряет чёткость после 50 тысяч циклов'. Такие детали обычно узнаёшь только после нескольких совместных проектов.
Столовая тарелка с кантиком и плоская сервировочная — это два разных подхода к проектированию. В первом случае критично расположение толкателей, чтобы не было следов на видимой поверхности. Как-то получили форму, где толкатели стояли в зоне декора — пришлось переделывать за свой счёт.
На сайте xzyg.ru в разделе продукции заметил формы для изоляторов — это говорит о том, что компания работает со сложными конфигурациями. Для стеклянных тарелок с рельефным краем это важно — значит, понимают как делать разъёмы без заусенцев.
Самая сложная задача — формы для тарелок с двойными стенками. В 2019 году пробовали делать с местной фабрикой — получили брак 40% из-за неравномерного охлаждения. Позже ООО Чэнду Синьчжи Индастриз показали свою систему ступенчатого охлаждения с отдельными контурами для дна и бортиков.
Многие недооценивают стоимость транспортировки форм весом под 3 тонны. В 2021 году заказ из Нинбо шёл через Владивосток — на таможне пролежал 3 недели из-за неправильно оформленных сертификатов на сталь. Теперь всегда требуем от поставщиков указывать коды ТН ВЭД в контракте.
У китайских поставщиков форм для стеклянных тарелок есть особенность — они редко делают пробные отливки перед отгрузкой. ООО Чэнду Синьчжи Индастриз в этом плане исключение — сами присылают видео тестовых циклов на своём оборудовании. Видел их отчёт по форме для жаропрочных тарелок — там были замеры температуры в 12 точках матрицы.
Сейчас договариваемся о поставке комплекта для производства столовых тарелок 240 мм — они предлагают сделать выезд своего инженера для запуска на нашем производстве. Это дороже, но дешевле, чем простаивать из-за неправильной обкатки.
Рынок форм для стеклянных тарелок смещается в сторону быстрой смены оснастки — особенно для ресторанов с сезонными коллекциями. Стандартные формы на 6 гнёзд уже не устраивают сети, которым нужны лимитированные серии.
Заметил, что ООО Чэнду Синьчжи Индастриз развивают направление 3D-печати песчаных форм — это может сократить сроки прототипирования с 8 недель до 10 дней. Правда, для серийного производства пока дороговато.
Основная проблема — нехватка инженеров, которые понимают и металлообработку, и свойства стекла. В том же Чэнду таких специалистов готовят всего пара вузов. Поэтому компании типа ООО Чэнду Синьчжи Индастриз держат штат из 20+ технологов — и это их главное преимущество перед мелкими фабриками.
Сейчас наблюдаем тренд на комбинированные формы — для создания тарелок с цветными вставками. Тот же xzyg.ru анонсировал литьё с перестыковкой — интересная технология, но пока видел только для косметических флаконов. Для столовой посуды это могло бы решить проблему персонализации.